УЧТИВОСТЬ |
||
Как я уже отмечал, жизнь
человека, выбравшего путь, по которому он будет следовать и старательно
продолжать свой курс, может быть одинокой. Моя жизнь показывает, что люди
иногда отдаются одиночеству в горах и тренируются с такой обреченностью,
что другие считают их сумасшедшими. Сейчас, как прежде, полная преданность
является единственным путем для достижения чего-либо значительного и
продолжительного. Несмотря на это, каратисты должны быть безразличными к
судьбе. Путь, который мы избрали, относится к высоким стремлениям и целям.
Хотя природа этих целей изменяется с личностью, мое толкование их
следующее: мой путь — путь каратэ, который является также путем гуманности
и который соответственно относится к пути всевышнего. Не важно как, мы
должны все идти по пути гуманности. Возможно, было бы лучше сказать, что
мы должны никогда не отделяться от нее. Изоляция — неправильна и вредна.
Будучи в тюрьме, где я тренировался усердно один, а также в горах, самым
трудным для меня было перенести отсутствие общения. Человеку не суждено
быть одному — без контактов интеллектуальных и эмоциональных с другими
людьми, без любви. Люди не могут жить как одинокие волки в мире животных,
человеку необходим собеседник, даже если это он сам. Это верно и для тех, кто избрал путь каратэ. Мы избрали этот путь ради других людей и всего общества, не ради личного богатства, славы или удовольствия. Наши жизни, следовательно, только тогда представляют ценность, когда мы находимся в контакте с другими. Мы всегда должны помнить о том, чтобы быть добрыми и рассудительными, придерживаться обычаев общества, в котором живем. |
||
Одним
из важнейших факторов в сохранении
гармонии между индивидуальностью и
обществом является учтивость и обоюдное
уважение. Ритуал и учтивость часто
упоминаются в древних восточных
изречениях. Например, в Цо-чуа, в
комментарии к летописи Весна и Осень,
одном из наиболее известных в китайской
классике, говорится, что ритуал является
управлением небес, делом земли и
деятельности людей.
Это означает, что небесные тела
находятся в соответствующем месте и
движении потому, что небеса выполняют
свой собственный ритуал. Земля
выполняет свой ритуал и управляет
горами и морями, осуществляет рост и
питание растений. Наконец, ритуал в виде
взаимного уважения и почтения руководит
миром людей. Почтение должно иметь место
во всех наших действиях и словах и во
всех формах повседневной жизни.
Но я не подразумеваю под почтением
суровую холодную формальность. Почтение
в истинном смысле слова предназначается
для благополучия, благоденствия и
физического и духовного покоя других
людей. Конфуций, хотя и был слишком
суровым критиком поступков, деяний
человеческих, является, тем не менее,
одним из самых великих философов-практиков
своего времени. Он говорил, что почтение
и уважение к другому человеку является
тем, что позволяет цивилизованным
народам управлять варварами. Он также
говорил, что человек, не знающий ритуала
и правил этикета, не сможет рассчитывать
на успех.
Конфуций говорит и о многих других вещах,
имеющих большое значение для людей в
мире боевого искусства: человека
храброго, но непочтительного —
недолюбливают; любовь к храбрости без
любви к учению приводит к беспорядку.
Военный человек, или человек,
посвятивший себя боевому искусству,
живет в постоянной опасности и ему
постоянно необходимы сила и смелость. Но
мир презирает грубых и неприятных людей,
которые полагаются только на силу и
смелость.
Следовательно, учение и почтительность
для каратистов более важны, чем для
других. После нескольких месяцев
тренировки каратист развивает
определенную скорость и точность ударов.
Когда он идет по улице, у него может
возникнуть желание испытать свою силу
на простых гражданах, которые
бессознательно полностью открыты для
нападения. Возможно, что новичок в
каратэ недостаточно натренирован, чтобы
противостоять более сильным соперникам
в зале, но думает, что знает достаточно,
чтобы показать один-два приема простым
людям. Действительно, в Японии некоторые
юноши с незначительной подготовкой в
каратэ, обычно это студенты из
студенческих клубов каратэ, угрожают и
запугивают пассажиров поездов. Но
хулиганы такого рода не являются
действительно сильными в каратэ.
Истинный последователь боевого
искусства не чувствует необходимость в
демонстрации своих способностей перед
другими и считает запугивание подлым.
Жестокость некоторых каратистов пугает
и вызывает большую ненависть, чем
представляют себе сами каратисты. Я
уверен, что никто не посвятил себя
военному искусству ради того, чтобы его
ненавидели. Для того, чтобы не допустить
проникновения грубой силы в мое учение,
я давно следую установленному правилу,
лозунгу: боевое искусство начинается и
заканчивается учтивостью, почтением, а
правила этикета должны выполняться
неукоснительно. Это я внушаю и своим
ученикам.
В обучении я не всегда добивался
желаемого. Например, один из моих
учеников в Европе, огромный,
двухметрового роста и весом в 120 кг,
великан, был сильнейшим среди японцев.
Работая в тренировочном зале у себя в
стране, он стремился превзойти другие
залы и это было прекрасно. Но он слишком
полагался на свою силу. Затем он стал
злоупотреблять напитками и женщинами.
Он одалживал деньги у учеников и был
неспособен их возвратить. Его
жестокость вскоре рассеяла
популярность и он оставил свой
тренировочный зал своим прежним
ученикам. А закончил он вышибалой в
квартале публичных домов. Его случай
показывает, что сила, независимо от того,
как она велика, без осознанности простых
правил почтения, приличия в жизни не
может принести успеха.
В своих поездках я постоянно упоминаю о
почтении, уважении к людям и обществу. За
последние два века США, гордясь своими
экономическими достижениями и не
испытав поражения в войне,
рассматриваются как модель
цивилизованного общества. Но, с другой
стороны, в обычной жизни никто так
душевно не расстроен, как американцы.
Индивидуализм, проблема денег полностью
заполонила их умы. Муж и жена спят в
одной постели, но денежные расчеты
проводят отдельно. Эти люди являются
прекрасным примером мужчин и женщин,
которые разделяют одну постель, но
снятся им разные сны.
США — страна, которая развивалась
благодаря своим природным богатствам,
кажется, не способна понять, что
требуется для постоянного успеха в мире.
Китайцы говорят, что почтение — путь к
успеху. Что же скажут американцы?
Вероятно, деньги. Не только муж и жена, но
братья и сестры, родители и дети
отделены друг от друга. Дети, ставшие
богатыми, не беспокоятся о родителях,
которые обречены на нищету. Америка
просторна, чиста и красива. В США меня
часто приглашали в гости и всякий раз я
ужасался от увиденного.
Может ли такая нация, без закона и
почтения, называться цивилизованной?
После США другой наиболее удручающей
страной является Япония. После Второй
мировой войны вместе с ввозимым сырьем
Япония импортировала из Америки
индивидуализм и страсть к деньгам.
Американизация отношений в
каждодневных делах и вообще в жизни
превратила Японию в нацию варваров.
Хотя США и Япония кажутся процветающими
странами, в действительности они
деградируют. Это мое твердое убеждение.
Жадность и эгоизм заставляют забывать
об уважении других и нарушать правила,
установленные ради мира и дружбы.
Подобно другим животным, человеку
свойственны низменные инстинкты,
влекущие к пище и сексу. Но человек не
руководствуется только инстинктами, как
животное, живущее в соответствии с
законами своего естества. Есть законы —
правила вежливости. Так как они не
позволяют людям делать все, что им
хочется, правила часто идут вразрез с
инстинктами. Человек, который не может
контролировать инстинкты и быть выше их,
живет жизнью, отделенной от культурного
влияния правил вежливости, часто
отвергается людьми.
Хотя я и описал их как правила рассудка,
правила вежливости в действительности
основаны на чувственной необходимости
собеседника. Другими словами, правила
вежливости исходят из необходимости
уважения других людей, так как люди
нуждаются в других людях.
Но личность, понимающая человеческие
отношения и общественные только
поверхностно, забывает, что она не может
существовать без других. Такой человек
погрязает в желаниях иметь больше, чем
другие, и проводить время лучше других,
забывая, что надо быть благодарным, если
кто-то находится рядом.
Эгоистические желания идут вразрез с
общительностью, которая является
основной частью человеческой сущности.
Правила вежливости учат тому, как
сдерживать личные желания и инстинкты в
разумных пределах, чтобы все люди могли
жить одинаково счастливо. Невозможно
полностью избежать инстинктивных
желаний, но каждый человек способен к
самоограничению благополучия всего
человечества.
Самоотверженность — это долг каждого,
кто желает жить в мире. Но для того, чтобы
достичь самоотверженности, человек
должен понять, что она, как отметил
Конфуций, основана на человеческой
общительности. Затем самоотверженность
приведет к уважению других. Когда
спрашивали о человеческой
доброжелательности, Конфуций говорил,
что она состоит из завоевания себя и
возвращения к ритуалу. Это означает, что
благодаря победе над личными
эгоистическими желаниями и верности
правилам вежливости, человек может
соединиться с обществом. Высокоразвитые
общества США и Японии основаны на
стремлении к славе и богатству и дают
простор человеческому эгоизму. Но идти
вперед в таких обществах можно
ограниченному количеству людей.
Злоупотребления вызванные поощрением
жадности, заставляют забывать о
правилах вежливости и привели
цивилизацию к краю пропасти, к гибели.
Пока эгоизм является движущей силой
общества, все его члены ищут слепо
только свою собственную выгоду. Дух
вежливости будет утрачен. Внешние
приличия в общении между людьми будут
потеряны, забыты. Общество станет
испорченным. Будет неистовствовать
жестокость и общество станет перед
лицом гибели. Неважно, насколько
значителен человек с точки зрения денег,
потеряв свой путь, он потеряет духовное
спокойствие, которое можно обрести
только следуя по истинному
человеческому пути — самоотверженности.
Определение Конфуция, сказанное две
тысячи лет тому назад, дает точное
описание современного общества США и
Японии. И, чтобы внести свой скромный
вклад в развитие этих обществ, я
ежедневно стараюсь внушить своим
ученикам важность правил вежливости.
Я не знаю, какой эффект они произвели. Но
я знаю наверняка, что ученики, которые
глубоко усвоили значение вежливости,
упорные, так или иначе добьются успеха.
Отбирая кандидатов в инструкторы каратэ
в других странах, я отдавал предпочтение
вежливости и уважению, нежели
мастерству и силе. Хотя у меня не было
ученика, который казался бы совершенным
в этом отношении, думаю, что большинство
моих воспитанников превосходят в
вежливости других молодых японцев. Их
поведение убеждает меня и, полагаю,
убедит в этом любого другого. К тому же
инструкторы в других странах обычно
завоевывают уважение за свое отношение
к общественным устоям, хотя большинству
из них немногим за тридцать. И пока они
следуют по этому пути, ими будут
восхищаться, их будут уважать, где бы они
ни были. Человек, который понимает важность внешнего приличия и правил вежливости — большое богатство, и я надеюсь дать обществу таких людей как можно больше. Я надеюсь, что руководители в других направлениях разделяют мои взгляды в этом вопросе. |
||
Масутацу Ояма |