основные принципы в технике атаки: КИМЭ, КИАЙ, КЕНСЕЙ

Первый принцип - ТОЧНОСТЬ, удар должен поражать: во-первых, определённую уязвимую точку, во-вторых, приходиться строго под прямым углом к поверхности мишени.

           Древние традиции мастеров каратэдо донесли до наших времён технику “ikken hissatsu“ т. е.  “победа одним ударом”. Поскольку в те времена в поединках приходилось иметь дело с опытными воинами, искушёнными во всех премудростях своего ремесла, владеющими не одним видом холодного оружия, шанс на победу был невелик, но его нужно было вырвать любой ценой. Тогда-то и появился на свет лозунг “одним ударом на повал”. Используя различные ударные части руки, стопы, меняя форму кулака можно получить множество вариантов ударной техники, которая позволит в бою добиться победы с одного удара. Удары наносятся в жизненно важные центры противника, а ударная поверхность кулака или стопы изменяется в зависимости от твёрдости проницаемой поверхности.

          Таким образом, точность ударного движения можно считать одним из главных принципов каратэдо, позволяющих добиться быстрого успеха в бою, затрачивая минимум силы.

             ТОЧНОСТЬ зависит от:

1.    Формы ударной поверхности, которой наносится удар.

2.  “Точки” (участка) тела, в которую наносится удар.

3.  Скорости ударного движения, чем выше эта скорость, тем труднее реализуются управляющие воздействия. Это связано с тем, что рефлекторное кольцо головного мозга, посылающее импульсы, не успевает “срабатывать”. Поэтому у человека ухудшается точность ударов, выполняемых с максимальной скоростью.

3. Длительности движения, чем оно короче, тем труднее им управлять.

          Новичку сложно выполнять точные удары так, как  противник не стоит на месте, и не подставляет свои части тела. Поэтому на начальном этапе обучения следует добиваться высокой скорости, силы ударов и атаковать пока в любую из открытых зон тела противника, применяя при этом наиболее крепкие части рук и ног. В дальнейшем уже совершенствовать высокую точность движений на высоких скоростях. В принципе удар, выполняемый в любую часть тела с надлежащей силой, приносит не меньше успеха так, как  ударная волна раздражает близлежащие жизненно важные центры человека. 

ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫЕ ЦЕНТРЫ ЧЕЛОВЕКА JINTAI-KYUSHO
            В каратэдо тело человека разделяют на три уровня:
1. JODAN - верхний уровень, т. е. от верхней линии головы до основания шеи.
2. CHUDAN - средний уровень, т.е.  от линии плеч до пояса.
3. GEDAN - нижний уровень т.е. от пояса и ниже.
Жизненно важные центры на уровне JODAN:
1. Atama (голова) - наиболее уязвимое место человека, поскольку она представляет собой средоточие нервных узлов и основных органов чувств.
2. Me (глаза) - основной приёмник внешней информации, очень легко поражаемый любым ударом.  Вокруг глаза имеет место большое количество нервных окончаний. К тому же с глазами связан Специфический рефлекс, т. е. надавливание на глазное яблоко приводит к замедлению сердечного ритма. Следовательно, удар по глазам не только ослепляет и полностью дезориентирует человека, но и реально угрожает жизни.
3. Hana (нос) - наиболее часто подвергаемая травмам часть лица. Нос связан с рефлексом обильного слёзоотделения, поэтому даже относительно слабый удар приводит человека к  потере ориентации. Более сильный удар может привести к смещению носового хряща или же его раздроблению, сопровождающемуся обильным носовым кровотечением.
4. Kasumi (висок) - жёсткий удар в область виска как минимум может привести к сотрясению мозга. Уязвимость виска определяется наличием слабых (хрупких) височных костей, к тому же на виске сосредоточены пучки нервных волокон и кровеносные сосуды. Поэтому удар в висок может привести к повреждению височной кости, средней мозговой артерии, разрыву вен. В результате наступает потеря сознания, падение тонуса мускулатуры иногда и смерть.

5. Tento (темя) - удар по месту соединения лобной и боковых костей черепной коробки оглушает, дезориентирует человека, более сильный удар приводит к сотрясению мозга и болевому шоку.

6. Kotobu (затылок) - Часть головы с наибольшей концентрацией нервных центров. В затылочной области находятся продолговатый мозг, контролирующий дыхательную и кровеносную системы. Удары в затылок могут привести к  сотрясению мозга, потере сознания и более серьёзным последствиям.

7. Mimi (уши) - В ушах имеется средоточие активных точек, связанных с внутренними органами. Если массаж ушной раковины повышает общий тонус организма, то травмирующий удар негативно сказывается на общем самочувствии. К тому же барабанная перепонка напрямую связана со слуховым центром головного мозга, и травма её может поразить нервную систему, привести к ушному кровотечению, шоку или даже смертельному исходу.

8. Ago (челюсть) - наиболее опасным является прямой удар в нижнюю челюсть так, как при этом возникают большое ускорение и большой объём движения головы, в результате чего может быть повреждён мозг, может наступить субдуральное кровотечение и произойти временное нарушение снабжения кровью базальных образований и глубоких частей мозга.

9. Hodo (горло) - на гортани с обоих сторон есть рецепторы, весьма чувствительные к надавливанию, поэтому удар по горлу приводит к частичному параличу трахеи (спазме) и соответственно рефлекторному снижению частоты сердечных сокращений. При сильных ударах это может привести к смерти от удушья.

10. Kubi (шея) - Справа и слева на шее находятся сонные артерии, относительно слабо закрытые мышцами. Поскольку сонные артерии питают соответственно правое и левое полушария головного мозга, то любое жёсткое воздействие на них приводит к нарушению ритма кровотока, что в свою очередь почти всегда приводит к потере сознания. Обычно удар по боковой стороне шеи не опасен для жизни.

Жизненно важные центры на уровне CHUDAN:

 

11. Karada (тело) - туловище представляет собой также большое место сосредоточения поражаемых областей, но уже защищенных мышечным корсетом.

12. Kyoei (подмышечная впадина) - в этой области тела рёбра слабо защищены мышцами и могут быть сломаны в результате сильного удара. Здесь также проходит нервный ствол, поэтому удар может вызвать временный паралич мышц.

13. Suigetsu (солнечное сплетение) - при ударе часто возникает паралич дыхательного цикла, потеря сознания, шок, в особенности, когда расслабленны мышцы живота. Каратист должен понять ритм дыхания противника и нанести удар в момент окончания его выдоха, на вдохе.

14. 15. 16. 17. Kanzo (печень), shinzo (сердце),  jinzo (почки), hizo (селезёнка) - важнейшие внутренние органы, активно участвующие в процессах жизнедеятельности организма. Удар по этим органам приводит к потере дыхания и мышечному спазму, сильный удар приводит к разрыву органов, внутреннему кровотечению и создаёт угрозу жизни.

18. Sebone (позвоночник) - удар по позвоночнику чреват серьёзными травмами, частичным или полным параличом. В самом лёгком случае возможно смещение позвонков, приводящее к потере подвижности и пр.

Жизненно важные центры на уровне GEDAN:

 

19. Kinteki (пах) - весьма чувствителен и уязвим, поскольку в этой области также сосредоточено большое количество нервных окончаний. Удар в пах вызывает резкую боль, шок и даже может привести к смерти.

20. Hija (колено), hiji (локоть) - выпрямленные суставы локтей и коленей весьма уязвимы. Удары по ним приводят к разрыву связок, хрящей и переломам костей.

21. Ashi no ura (стопа) - удары по своду стопы могут привести к множественным переломам  мелких костей, что вызывает резкую боль и ограничивает подвижность. 

Второй принцип - СИЛА УДАРА или МОЩНОСТЬ. Необходимо произвести удар максимально быстро, не давая возможности сопернику отреагировать на него и достичь максимальной силы удара с тем, чтобы отрицательно повлиять на боеспособность соперника. Японские мастера называют это KIME. Некоторые мастера переводят его как “акцентирование”, но буквально означает “крайность, предел, максимум”. Сила техники взрывается в ударной точке, достигая максимума скорости, а каждая часть тела зафиксирована для концентрации и передачи силы в ударную точку.

СИЛУ УДАРА можно определить, используя второй закон динамики:

F = V * m * k1 * k2

      T

где V - скорость ударной массы в момент соударения, m - масса (ударная масса), k1- коэффициент, учитывающий жёсткость кинематической цепи; k2 - коэффициент, учитывающий форму ударного движения; t - время взаимодействия соударяющихся тел (сек). Таким образом, на величину силы удара влияют:

1) скорость движения ударной массы. Скорость движений очень важное качество в любых условиях. Можно не иметь большой ударной массы (например, удар пальцами в глаза) и достичь успеха в бою, однако, не имея высокой скорости движений, успех мало гарантирован.

           Задачи по обеспечению высокого уровня развития быстроты, входят в число центральных задач, решаемых в процессе подготовки каратиста. Специфика быстроты, как способности, определяющей скоростные характеристики движений, заключается в особенностях личностно-психических, центрально-нервных и нервно-мышечных факторов, обеспечивающих скоротечность двигательных действий. С точки зрения физиологии к ним следует отнести, прежде всего лабильность и подвижность центрально-нервных процессов, а также скоротечность возникновения, распространения и смены процессов, протекающих в нервно-мышечных структурах и мышцах.

            Эти и непосредственно связанные с ними факторы выражаются в частоте нервно-моторной импульсации, скорости перехода мышц в состояние напряжения и расслабления, темпе чередования фаз напряжения и расслабления, степени включения в действие (рекрутирования) и синхронизации активности (“быстрых двигательных единиц”). Поскольку в реальных условиях двигательной деятельности быстрота проявляется в единстве с другими двигательными способностями, степень её проявления всегда зависит в той или иной мере от комплекса функциональных возможностей организма, необходимых для выполнения конкретных действий. В ударных действиях быстрота проявляется в особенно тесной связи с силовыми способностями, что отражено в понятии “скоростно-силовые способности”; в длительной серии ударов требующих поддержания предельного темпа движений в условиях нарастающего утомления, её проявление во  многом обусловлено факторами, так называемой скоростной выносливости.

            По общему мнению специалистов, быстрота во всех её разновидностях прогрессирует в течение жизни существенно меньше и раньше начинает подвергаться инволюционным возрастным изменениям, чем другие двигательные способности,  даже при условии многолетнего специально направленного воспитания её.

            Мастером каратэдо Масатоси Накаяма в сотрудничестве с Ёсио Като, профессором токийского университета Такусоку проводились тесты, анализирующие скорость прямого удара в каратэдо:

2) величина ударной массы, следовательно, чем больше вес, тем больше ударная масса и значит, сила удара; 
Исполнитель 
Затраченное 
время, с. 

          
Средняя 
скорость, м/с 
Максимальная 
скорость м/с 

          
Результирующая
скорость м/с 
Н., 4-й ДАН 
0,165 

          
5,06 
7,10 

          
5,16 
С., 2-й ДАН 
0,219 

          
3,25 
6,71 

          
4,48 
М., 8-й КЮ 
0,219 

          
2,88 
4,68 

          
2,90 
Ударная масса обратно пропорциональна скорости.

         С увеличением ударной массы уменьшается скорость её перемещения, и наоборот. Этим объясняется низкие скорости у человека с большим весом. Увеличить одновременно ударную массу и скорость её движения для достижения максимальной силы удара очень сложно, поэтому надо найти их оптимальное соотношение. Удар значительной силы можно развить и при низких скоростях его нанесения, однако максимальная сила зависит от величины скорости движения ударной массы.

3) жесткости кинематической цепи: чем больше жёсткость соударяющихся тел, тем выше сила удара. С этой целью в кинематической цепи при ударе необходимо создать максимальную жёсткость, движения путём максимального напряжения мышц во всей цепи передачи импульса в самый последний момент удара. Однако следует заметить, что высокое внутреннее напряжение в момент удара длится доли секунды и проявляет себя на момент соприкосновения с телом соперника в фазе выдоха, после чего сразу же следует расслабление и выполняется короткий вдох.

4) формы ударного движения. Классическая механика исходит из того, что при ударе кинетическая энергия ударной массы полностью переходит в кинетическую энергию ударяемого тела. Передача энергии улучшается в том случае, когда центры масс звеньев ударной цепи в момент удара находятся на одной линии. При этом, чем резче и акцентированней (кимэ) остановка ударной поверхности в конечной фазе удара, тем больший выброс энергии следует.

5) времени соударения, которое обратно пропорционально ударной массы, растёт с увеличением масс соударяющихся тел и уменьшением жесткости суставных соединений.

О технике, которая содержит в себе элементы, описанные выше, говорят, что она имеет хорошее KIME.

            Для эффективного применения техники ударов требуется спокойствие, хладнокровие и точный расчёт. Все приёмы должны выполняться решительно и бесстрашно, без сомнений, с полной самоотдачей и вложением всей силы, т.е, в состоянии «мусин» - «отсутствия я», с опорой на знания дистанции (маай), постановки дыхания  (тёсоку), координации движений, усвоенные в процессе неустанных тренировок в каратэдо.

KENSEI – громкий крик во время атаки

          Во время решающей атаки каратист проявляет крик - KENSEI. Выкрики наполнены содержанием и рождаются естественно из “глубины брюшной полости”, без усилий. Как правило, каратисты используют следующие сочетания звуков: “Эй”, “Ия”.

          Выполняя кэнсэй, каратист подбадривает себя, даёт почувствовать сопернику своё превосходство, лишает противника уверенности в собственных силах, нервирует и повергает соперника в недоумение.

          Давно замечено, что звук человеческого голоса, окрашенный страхом или отчаянием, вызывает мгновенное беспокойство, “звериные” окрики, дикие и хриплые - испуг и даже ужас. Заключённая в них примитивная ненависть, дикость и необузданная агрессия способны вывести из равновесия людей даже с так называемыми стальными нервами.

         Интересно, что в период войн, все армии мира, кричали как одержимые, идя в атаку. Это делали даже тогда, когда враг был довольно далеко, чтобы напустить страх, показать свою одержимость к победе. В наше время явление кэнсэй встречается в спорте, где требуется миг исключительной концентрации силы, внимания или точности. Часто помогают себе возгласом  тяжелоатлеты, фехтовальщики и метатели, именно в тот момент, когда приём входит в решающую фазу.

KIAI - использование всей энергии человека

             KIAI трудно определить, ссылаясь на мир материальных вещей или каноны логики. Большинство японских мастеров каратэдо при описании KIAI скорее  оперируют примерами, чем определениями. В переводе с японского языка “AI” в свободном толковании означает “соединить  в одно целое” , “KI” - слово, которое трудно объяснить. Японцы под ним понимают “универсальную, всемирную энергию”.  На востоке энергию любого вида в нашей вселенной называли KI (яп.). Когда позднее этот термин стали применять к человеческому телу, он обозначал энергию, которая содержится и циркулирует в теле. В последнее время появилось более чёткое определение ки, циркулирующей в человеческом теле: “биоэлектрическая энергия”. Согласно этой модели, все другие типы телесной энергии, например тепловая или световая, являются результатом трансформации биоэлектрической энергии.

           В восточной космологии ки - это изначальный источник энергии, который поддерживает жизнь всей Вселенной. То же имеет место и в человеческом теле. Ки поддерживает жизнь клеток и функционирование всего тела. Поэтому ки - это не что иное, как жизненная сила, находящаяся во всем живом, — то, что отличает живое от неживого. Каждый организм, от амебы до человека, обладает ки. Обсуждение ки — философский вопрос, потому что ки нельзя обнаружить какими-либо физическими средствами; она просто существует. Некоторые предпочитают называть ее словом «душа», имеющим определенный религиозный подтекст.  

           Поэтому слово ки более предпочтительно. Это не вещь; это форма бытия, обладающая не большим физическим существованием, чем магнитное поле.

            Слово ки используется как компонент многих составных терминов. Например, о больных говорят, что у них «слабое ки», молния же называется «ки неба». Можно привести сотни других примеров таких составных слов, и они, по крайней мере для японца, не имеют никакого мистического значения. Только на Западе, где вступает в игру языковой барьер, из слова делают гораздо больше, чем оно того заслуживает. Эта проблема осложняется еще и тем фактом, что в додзё используются некоторые формы вербальных сокращений, которые используют слово не в литературном его значении. Одно из наиболее часто встречающихся из них — это команда «КИАЙ»- («соединие ки»).

            Соединение ки — это сложное сочетание психологических, философских и физических действий. Когда инструктор дает эту команду, то нужно одновременно выполнить несколько разных, но взаимосвязанных действий.

           Тренировка в KIAI означает достижение способности накоплять ки в нашем теле, поддерживать её плавную циркуляцию и использовать энергию в каждом движении каратэдо. Для достижения этих целей нужно понять систему циркуляции и хранении ки в организме.

             Существует широкий спектр упражнений, которые можно использовать для накопления и управления ки. Природа упражнения, которое вы выбираете, относительно не важна. Если вы практикуете достаточное их количество, чтобы охватить весь спектр движений тела, то улучшение обязательно произойдет. По мере того как ваше тело будет учиться работать правильно, ваша жизненная сила будет увеличиваться; вместо того, чтобы бороться за выживание, вы начнете наслаждаться жизнью.

              В каратэдо ситорю существует ряд уникальных комплексов для накопления и управления ки – это ката санчин, сэйенчин, супаримпэй. Практиковать такие ката можно не только для боевого предназначения, но и для  повышения жизненной энергии и улучшения здоровья.

            В восточной медицине энергия ки классифицируется как ИНЬ (мягкое, гибкое начало), потому что её можно только чувствовать, а физическое тело - как ЯН (жёсткое, твёрдоё начало), поскольку его можно и видеть. ИНЬ есть корень и источник жизни, который одушевляет тело (т.е. физическое) и проявляется вовне как сила или физическая энергия. Когда ки сильная, физическое тело может функционировать нормально и быть здоровым, проявляя большую силу. Более того, в человеческом теле выделяют двенадцать так называемых каналов ки (или “меридианов”), которые являются именно “каналами” по которым ки распределяется по всему телу. Есть также восемь “чудесных” сосудов ки, которые служат резервуарами, запасающими и регулирующими ки. Один конец каждого канала подсоединён к одному из двенадцати внутренних органов, а другой конец - к одному из пальцев руки либо ноги.

            Эти двенадцать каналов подводят ки к двенадцати органам, чтобы она питала их и обеспечивала их правильное функционирование. Кроме, того двенадцать каналов отводят избыточную ки от внутренних органов к конечностям, что даёт возможность в конце концов выбросить её за пределы тела.

            Это один из главных способов освобождения органов тела от избыточной ки. Когда циркуляция ки по каналам нарушается из-за застоя или болезни, это приводит к тому, что один или несколько органов не получают необходимого им количества питающей ки и их функционирование расстраивается.

             В средние века на Востоке хранили в глубокой тайне знания об искусстве контроля и управления внутренней энергией. Ки, циркулируя, по так называемым каналам человеческого тела, в определённое время суток максимально интенсивно протекает в одном из внутренних органов. Именно в этот период внутренний орган наиболее “чувствителен”. Для 12-и главных органов эти периоды таковы:

-печень, с 1 до 3 часов ночи;

- лёгкие, с 3 до 5 часов ночи;

- толстая кишка, с 5 до 7 часов ночи;

- желудок, с 7 до 9 часов утра;

- селезёнка, с 9 до 11 часов утра;

            - сердце, с 11 до 13 часов дня;

               - тонкая кишка, с 13 до 15 часов дня;

           - мочевой пузырь, с 15 до 17 часов дня;

           - почки, с 17 до 19 часов вечера;  

           - перикард, с 19 до 21 часа вечера;

           - сань - цзяо, с 21 до 23 часа вечера;

           - желчный пузырь, с 23 до 1 часа ночи.


на главную

Авторское право © 2004 Груздев Алексей. Все права зарезервированы
Hosted by uCoz