КАТА САНЧИН

|Секреты ката|Система проверки|Исполнение ката

Ката санчин относится к направлению НАХАТЭ мастера Канрё Хигаонна. Во многих школах каратэдо эта ката считается фундаментом всей системы каратэ и в большинстве случаев изучается в самом начале обучения. По легендам, старые мастера настаивали на том, что без должной проработки этого комплекса нельзя переходить к изучению других ката.

Мабуни сэнсэй относил ката санчин к основам  - кихон, формирующим правильные навыки, форму и сущность движений. В своей книги «Кобо дзидзай госин-дзюцу каратэ кэмпо» он писал:

«В изучении каратэ чрезвычайно важны базовые движения. Они являются основой всех ката каратэ и облегчают овладение более сложными ката категории «кайсю» (соединение в комбинациях нескольких приёмов нападения и защиты). Кроме того, с точки зрения физической культуры, базовые движения дают массу положительных эффектов: во-первых, закаляя мышцы, они сохраняют уровень физической силы и позволяют хорошо развивать тело и взрастить воинский дух; во-вторых, они формируют гармоничное единство дыхательного процесса – вдохов и выдохов – с напряжением и расслаблением мышц; в третьих, они позволяют развить способность выдерживать удары противника.

В психологическом же отношении активная работа сознания тренирует психику: развивает наблюдательность, проницательность и умение мыслить и позволяет воспитать личность, обладающую большим достоинством. Поэтому для изучающего каратэ самыми нужными и важными являются как раз первые тренировки. Тренироваться нужно спокойно, в спокойном уравновешенном состоянии сознания. Дело в том, что если позиции и движения будут нехороши и войдут в привычку, исправить их будет очень сложно».

В буквальном переводе слово «санчин» означает «три битвы». Существует несколько объяснений такого названия. Согласно одному из них, под «тремя битвами» имеются в виду три этапа в постижении этого ката. Первый этап – развитие сильного, здорового тела, способного выдержать тренировки, необходимые для овладения каратэ. Второй этап – достижение автоматизма в исполнении движений ката. Ученик должен полностью осознавать происходящее вокруг, но собственные мысли не должны его отвлекать. Наконец, третий этап – достижение единства духа и тела.

В другой трактовке, «три битвы» - это битвы за установление контроля над тремя центрами: нижним, локализованным в нескольких сантиметрах ниже пупка «тандэн»; средним, локализованным в области солнечного сплетения «суйгэцу», и верхним, локализованным в области горла. Считается, что пока каратист не научиться контролировать эти центры ки и не объединит их, он не сможет овладеть ходьбой и дыханием.

Следует отметить, что санчин изучается не только в каратэ. Такие фуцзяньские стили ушу как Байхэ-цюань (Кулак белого журавля), Лун-цюань (Кулак дракона), Ху-цюань (Кулак тигра), Лохань-цюань (Кулах архата), Цзиньши-цюань (Кулак льва) и др. также включают в свои программы различные варианты этого ката. В Китае его, в зависимости от диалекта, называют «саамчин», «саньтьен» или «саньчжань». Это ещё раз подчёркивает китайское происхождение комплекса.

Достоверно неизвестно то, как выглядело ката санчин первоначально. Ученики мастера Мияги Тёдзюна утверждают, что он привнёс много нового в способ выполнения санчин по сравнению с вариантом, которому учил Хигасионна Канрё, якобы выполняя все прямые удары кончиками пальцев (нукитэ). Мияги, стремясь организовать обучение в соответствии с принципом перехода от простого к сложному, и принимая во внимание приверженность окинавцев ударам кулаком в макивару, решил, что будет целесообразнее выполнять санчин с руками, сжатыми в кулак.

Исторические свидетельства позволяют датировать появление ката санчин XVIII-XIX вв. Многие окинавские мастера твердо убеждены, что ката санчин напрямую восходит к таким практикам цигун, как трансформация сухожилий (яп. Эккин) и омовение костного мозга (яп. Сэндзуй), которые, якобы, Бодхидхарма преподал шаолиньским монахам. Однако с исторической точки зрения их уверенность абсолютно безосновательна. Система Эккин кико используется для установления контроля над циркуляцией ки по меридианам и далее по всему телу, а Сэндзуй кико - для поднятия ки вверх по позвоночному столбу.

Выделяют 5 составляющих правильного исполнения ката санчин, которые впрочем, приложимы к любому ката каратэ.

Первая составляющая – правильная стойка и правильные базовые движения.

Вторая - развитие сильного, жесткого тела, способного выдерживать мощные удары в большинство областей, даже в солнечное сплетение. Эта способность зависит от правильности техники, которая заключается в максимальном сжатии межреберных промежутков, чтобы все внутренние органы оказались прикрытыми сплошным жестким каркасом ребер, и уровня овла­дения напряжением мышцы.

Третья составляющая - постановка правильного дыхания. Дыхание - это связующая нить между телом и психикой. На физическом уровне правильное дыхание помогает развитию необходимого напряжения мышц, на психическом - позволяет обратиться внутрь себя, установить контроль над  собственным сознанием.

Четвертая составляющая - взгляд. Глаза - это еще одно связующее звено между телом и психикой, а также основной источник получения информации об окружающем мире. Известно, что степень концентрации сознания в немалой степени зависит от правильной постановки взгляда. Кроме того, глаза должны излучать холодную, тигриную ярость.

Переднесрединный меридиан Жень –май.

Заднесрединный меридиан Ду –май.

И, наконец, пятая составляющая - концентрация. Во-первых, полная концентрация внимания на выполнении задания необходима для достижения совершенства в физических аспектах ката. Во-вторых, только благодаря полной концентрации внимания при выполнении ката можно достичь единства тела и духа. В-третьих, концентрация внимания - необходимое условие вхождения в медитативное состояние. При выполнении ката санчин многие мастера считают также, что необходимо научиться контролировать ток ки по двум важнейшим меридианам человеческого тела: переднесрединному  кит. жень-май (яп. ниммяку-кэй) и заднесрединному кит. ду-май (яп. токумяку-кэй). Это достигается посредством регулирования дыхания, положения тела и правильных мышечных усилий. Кроме того, наставники часто прикасаются к энергетическим центрам ученика и меридианам, по которым течет энергия, чтобы активировать энергию и облегчить овладение навыком управления ки. Огромное значение имеет правильное положение тела. Таз выдвинут вперед для того, чтобы устранить прогиб поясницы. Это позволяет ки течь свободно, поднимаясь прямо вверх по спине по меридиану токумяку-кэй. Подбородок дол­жен быть прижат так, чтобы он находился над яремной ямкой. Благодаря этому в шейном отделе позвоночника устраняется естественный изгиб, и он становится на одну линию со спиной. Весь позвоночник максимально выпрямляется и тянется вверх, словно вас подвесили за ма­кушку. Кончик языка должен быть прижат к верхнему небу над самыми зубами. Так обеспечивается замыкание меридианов токумяку-кэй и ниммяку-кэй.Традиционно при вдохе рекомендуют визуализировать прохождение ки вниз по переднесрединному меридиану ниммяку-кэй к области тандэн. Живот при этом немного раздувается. Это движение должно быть очень небольшим, едва видимым глазу. Это легкое расширение помогает провести ки в самый низ живота. Когда вдох достиг предела, таз делает небольшой поворот назад. Опять-таки, это движение должно быть очень небольшим, едва заметным. Одновременно с этим нужно представлять, как ки описывает полукруг по животу: вниз от тандэна, затем вверх к основанию позвоночника. Это конечная фаза вдоха. Легкое движение таза помогает вести ки из тандэна в низ живота к основанию позвоночника. Во время выдоха ведите ки вверх по меридиану токумяку-кэй. Сожмите анальный сфинктер и сфинктер мочевого пузыря, напрягите мышцы малого таза и область живота от лобка до пупка. Эти действия (так называемый «нижний замок») помогают заставить ки подниматься по спине вверх по меридиану токумяку-кэй. К концу выдоха ци направляется вокруг головы к носу и затем к языку. Этим завершается один цикл и начинается новый. Этот тип дыхания можно использовать во всех «долгих дыханиях» в этом ката. Однако в санчин есть также несколько «коротких дыханий». При их выполнении не нужно точно визуализировать движения ки по телу, важнее чувствовать, как она проходит по меридианам ниммяку-кэй и токумяку-кэй. Стоит отметить, что во всех версиях ката санчин структурировано таким образом, чтобы максимально облегчить контроль над током энергии. Ката можно разделить на несколько циклов.

Первый цикл включает подтягивание руки к себе (хикитэ) и вдох, вытягивание руки вперед (цуки) и выдох, двойной блок изнутри наружу рётэ тюдан ёко укэ (моротэ удэ укэ) - вдох-выдох. Следующий цикл: несколько повторяющихся одинаковых, простых быстрых движений руками (нукитэ) на месте в сочетании с дыхательными циклами. Завершает ката третий цикл, представляющий собой сочетание дыхательных циклов с довольно сложными быстрыми движениями рук - круговым блоком маваси укэ. Короткие выдохи в конце ката используются для того, чтобы прогнать ки по малому кругу и поместить ее в тандэн. Таким образом, ката санчин структурировано по принципу перехода от простого к сложному.

В некоторых (не во всех) стилях каратэ при выполнении ката санчин используется динамическое напряжение. Его использование объясняется двумя причинами. Во-первых, напряжение мышц в сочетании с тренировкой цигун способствует выведению ки в суставы и ближе к поверхности туловища. Когда же мышцы расслабляются, ки начинает циркулировать по всему телу. Таким образом, динамическое напряжение служит средством повышения эффективности энергетической тренировки. Вторая причина использования динамического напряжения - стремление заставить ки подниматься по позвоночнику.


на главную

Авторское право © 2004 Груздев Алексей. Все права зарезервированы

 

Hosted by uCoz