ОБЩИЕ
ПРИНЦИПЫ СОЧЕТАНИЯ УДАРОВ И ПОСТРОЕНИЯ
КОМБИНАЦИЙ |
|
RENZOKU WAZA |
|
В боевой обстановке
одиночные удары применяются
сравнительно редко и, как правило, определённым
образом сочетаются (комбинируются) друг
с другом, образуя комбинации ударов "рэндзоку".
Комбинации ударов могут быть трёх видов:
1.
Комбинации ударов руками;
2.
Комбинации ударов ногами;
3.
Смешанные комбинации
ударов.
В комбинациях могут быть
следующие способы сочетания ударов:
повторные удары (dan) -
удары наносятся последовательно
одной и той же рукой или ногой;
попеременные удары (ren)
- удары наносятся попеременно с
определённым чередованием рук или ног;
одновременные удары (моротэ) - два удара (как
правило, руками) наносятся одновременно.
Комбинации могут состоять
из двух ударов - двухударная серия, трёх -
трёхударная серия и четырёх -
четырёхударная серия. Свыше 4-х ударов в
атаке используется реже.
В принципе техника
выполнения ударов в комбинациях
аналогична описанной выше технике
одиночных ударов. Поэтому освоение
простейших комбинаций предшествует
выполнение базовых технических
элементов из боевой стойки, а отработка
самих комбинаций идёт от простого к
сложному с постепенным приближением к
реальному взаимодействию партнёров.
Соединяя одиночные удары,
следует учитывать некоторые основные
принципы:
1)
необходимо постоянно и
пристально наблюдать за расположением и
контрдействиями соперника;
2)
при выполнении предыдущего
удара надо создавать предпосылки для
последующего путём:
а) сохранения устойчивого
положения;
б) принятия в конце
предыдущего удара исходного положения
для выполнения последующего удара.
4)
цель ударного движения в комбинациях
можно изменять так: один удар нанести по
уровню дзёдан, другой чудан;
5)
соединяя удары учитывать как
удобство сочетания элементов, так и их
взаимозаменяемость.
6)
комбинацию, как правило, оканчивать
акцентированным сильным ударом с КЕНСЭЙ
и КИМЭ.
Нарушение отдельных принципов
естественной связи комбинируемых
элементов может быть оправдано особыми
тактическими задачами.
По сравнению
другими видами единоборств,
каратэдо отличается наибольшим
арсеналом атакующих действий. Это, в
свою очередь, предполагает бесконечное
множество комбинаций атаки, которые
могут возникнуть в ходе силового
противоборства. Тем не менее, из этого
множества можно вычленить ограниченный
ряд стандартных комбинаций,
встречающихся в поединках. Эти
комбинации могут быть предложены в
качестве фундаментальных,
способствующих техническому прогрессу
и развитию тактического мышления.
Трёхударные серии и
четырёхударные серии с точки зрения
техники их выполнения рассматриваются,
как различные способы сочетания двойных,
тройных ударов с одиночными.
ПРИМЕРЫ СОЧЕТАНИЯ:
Трёхударные серии:
1)
три попеременных удара;
2)
двойной повторный удар +
одиночный удар (акцентированный);
3)
одиночный удар (акцентированный)
+ два попеременных удара;
4)
два попеременных удара +
одиночный удар (акцентированный);
5)
одиночный удар (акцентироованный)
+ двойной повторный удар.
6)
два одновременных удара +
одиночный удар (акцентированный);
7)
одиночный удар (акцентированный)
+ два одновременных удара.
Четырёхударные серии:
1)
двойной повторный удар + двойной
попеременный удар;
2)
двойной попеременный удар + двойной
попеременный удар;
3)
двойной попеременный удар + два
одновременных удара;
4)
два одновременных удара + два
одновременных удара;
5)
двойной поторный удар + два
одновременных удара;
6)
два одновременных удара + двойной
повторный удар;
7)
три попеременных удара + одиночный
удар.
Следует отметить, что по
временным интервалам удары при
сочетании в нападающих действиях могут
различаться. В комбинации может быть
пауза и акцент на выполнении последних
ударов; сочетание может быть и
непрерывным, т.е. удары следуют один за
другим без разрыва во времени.
В дальнейшем при
обозначении ритма чередования
элементов в специальной литературе
приняты условные обозначения: > очень быстрое, почти слитное выполнение элементов;
-
быстрое, но отчётливо разделённое
выполнение элементов;
+
между элементами имеется небольшая,
но заметная (в сравнении с промежутками
в других сочетаниях) пауза. Эффективность выполнения комбинаций ударов непосредственно зависит от правильного (вначале контролируемого, а затем рефлекторного) дыхания. Нанесение сильных акцентированных ударов должно осуществляться на выдохе. На выдох проводятся также серии быстрых ударов. Между элементами комбинации, выполняемыми на один выдох с достаточной концентрацией, возникают короткие фазы расслабления, когда делается быстрый вдох.
Длительность выполнения
элементов комбинации на выдох и
микропауз, связанных с вдохом,
определяет ритм ударов. Чаще всего он
бывает “рваным” , что способствует
дезориентации противника.
В учебно-тренировочном
процессе необходимо строго учитывать
закономерности соединения приёмов в
атакующее действие. Так, при обучении
одиночным ударам и совершенствовании в
них надо изучать и совершенствовать
структуру ударных движений, а при
обучении комбинациям ударов и
совершенствовании в них главное
внимание следует обращать на соединение
ударов в единое действие. |