Система проверки правильного напряжения мышц при выполнении ката санчин.

|Секреты ката|Система проверки|Исполнение ката

Существует система проверки правильного напряжения мышц при выполнении ката санчин. Приведём порядок проведения проверки сжатия мышц  - симэ, используемый в стиле годзюрю:

1. После поклона каратистов друг другу проверяющий (условно «сэнсэй») заходит сзади и, прежде всего, проверяет, прижаты ли внутренние рёбра ступней к полу, а потом делает то же самое с внешними рёбрами.

2. Взяв ученика за щиколотки, «сэнсэй» помогает ему «укоренить» стопы, закрепить пози­цию, почувствовать силу своих ног.

3. «Сэнсэй» подходит к ученику спереди и проверяет, правильно ли согнуто колено передней ноги. Затем, чтобы проконтролировать напряжение ног, ставит свою стопу перед стопой исполнителя и медленно и аккуратно надавливает своим коленом на его колено. Если мышцы ног напряжены достаточно, нога не поддастся.

4. «Сэнсэй» заходит сзади и наносит два-три шлепка подряд по бёдрам ученика для того, чтобы проверить, напряжены ли их мышцы.

5. Точно так же наносятся шлепки по верхней части ягодичных мышц.

6. «Сэнсэй» наносит (для начала медленно!) удар ногой промеж ног ученика. Стопа должна идти прямо снизу, поскольку при ином выполнении приёма гениталии будут задеты в любом случае.

7. «Сэнсэй» несильно тыкает кончиками пальцев в нижнюю часть живота (тандэн) и давит ими некоторое время, дабы удостовериться, что напряжение мышц живота не спадает.

8. «Сэнсэй» проверяет, выпрямлен ли позвоночник исполнителя ката. Для этого он скользит рукой от затылка до копчика. «Впадин» быть не должно.

9. Затем «сэнсэй» кладет руки на плечи ученику, чтобы тот приготовился выдержать некоторое напряжение, и хлопает по ним сверху. В этот момент испытуемый должен максимально напрячься. Руки «испытателя» при хлопке движутся прямо вниз, таз опускается, чтобы ученик почувствовал, прежде всего, давление, а не удар.

10. «Сэнсэй» ещё раз проверяет, выровнен ли позвоночник.

11. Когда ученик выводит руки в удар, «сэнсэй» подставляет с самого начала движения ладонь прямо напротив кулака и оказывает сопротивление, но не слишком сильно. Ученик должен сохранять равновесие и не проваливаться, если неожиданно убрать препятствие. Вторая рука наставника при этом придерживает другую руку испытуемого.

12. «Сэнсэй» оказывает сопротивление рукам исполнителя, когда тот возвращает их в позицию чудан камаэ.

13. Когда исполнитель переходит к выполнению сукуй укэ (защиты двумя руками), «сэнсэй» проделывает то же самое. При этом его сопротивление направлено не навстречу кончикам пальцев, а к рёбрам и основаниям ладоней. Иными словами, в конечном положении, когда ладони ученика направлены вниз, сопротивление идёт спереди и сбоку (во время трех разных повторов блока).

14. Точно так же «сэнсэй» оказывает сопротивление и при исполнении маваси укэ («круговой блок»).

15. «Сэнсэй» должен следить за покраснением кожи испытуемого. При этом не должно быть значительного покраснения кожи лица, а удары не должны вызывать видимого эффекта. «Испытатель» должен также следить за тем, чтобы дыхание исполнителя было скоординировано с движениями.

16. «Сэнсэй» должен дать «продышаться» ученику и проконтролировать его состояние. Во многих стилях каратэ наставники полагают, что чрезмерное динамическое напряжение, натуживание, напряжённое дыхание потенциально очень опасно. Эти техники нельзя использовать, если рядом нет опытного инструктора, знакомого со всеми тонкостями практики ката санчин. Поэтому в стиле ситорю динамическое напряжение не используется, и его заменяет легкое связующее «растяжение» при выполнении движений. Считается, что такой метод медленнее приносит плоды, но зато он гораздо безопаснее. После многих лет интенсивного тренинга исполнение ката санчин приблизится к совершенству, а каратист научится использовать свое сознание и тело в соответствии с принципами «жесткости» и «мягкости». Он станет внутренне расслабленным и гибким, в то время как его тело будет полным силы и твердым, как гранит.

Мастер высокого класса при исполнении санчин полностью контролирует свое сознание и каждую мышцу тела, сохраняет спокойствие и устойчивость в каждой позиции. В таком состоянии он готов к любому нападению. Овладев правильной стойкой, окрепнув физически и психически, каратист обретает непоколебимое физическое и психическое равновесие и становится способен использовать в одном единственном движении всю свою физическую и психическую энергию.

На Дальнем Востоке считают, что для всего существует «правильный» способ - ката. Правильное воинское искусство означает правильную ходьбу, дыхание, координацию и контроль жизненной энергии ки, семени - цзин (яп. сэй) и духа-шэнь (яп. син), тактику и стратегию. Говорят, что, когда овладеешь первыми двумя элементами, остальные займут свои места сами собой. А санчин - как раз такое упражнение, которое учит правильному способу ходьбы и дыхания. Его нужно выполнять, чтобы найти свой собственный путь к другим указанным элементам. Китайские мастера говорят: «Когда овладеешь Санчин, боевое искусство будет правильным. В ката Санчин возможны некоторые вариации. Важно лишь, чтобы тренировка позволила ученику достичь поставленной цели».


на главную

Авторское право © 2004 Груздев Алексей. Все права зарезервированы
Hosted by uCoz