|
||||
|
КАТА - это традиционные
комплексы боевых приёмов каратэдо.
С японского языка слово КАТА имеет
значение - вид, фигура, форма. Ката
относится к группе специально-подготовительных
упражнений, по своему содержанию и
структуре не имеющих аналогов в
современном виде единоборств. В ката
собрана вся техника каратэдо, заложен дух этого искусства,
мудрость, психология и этика Востока.
Старые мастера, следуя культу таинства, использовали ката, как устный источник, избегая письменной передачи знаний по каратэдо. Каждое движение в ката, имеет своё предназначение. Однако для стороннего наблюдателя смысл движений тщательно скрыт. Содержание ката (БУНКАЙ) учителя раскрывали только самым преданным ученикам. Реальные боевые приёмы ката даны в условных идеализированных формах, где нередко пропущены важные детали либо сокрыты за ритуальной обобщённостью. Сокрытия от непосвящённых ключевых деталей выполнения техники и “недосказанность” в оформлении боевых приёмов подталкивает посвящённых учеников к поиску наиболее удобных вариантов и к расширению области их реального применения “бункай ката”. |
|
||
Мабуни Кенва |
||||
Каждый комплекс имеет своё название, которое указывает либо на фамилию мастера передавшего его, или на какой-либо таинственный смыл. Например, название многих ката связано с сакральными цифрами Буддизма. Годзюсихо, переводится, как 54 шага, Супаримпэй - 108, Сэйпай - 18. Это даёт не малые поводы для размышлений и активной медитации. Поэтому, имена, которые носят ката, служат одновременно и сокрытию “духовной программы” и её обнаружению. Посвящённые мастера рекомендовали оглашать ката перед его исполнением считая, что произнесение названия вызывает определённые вибрации внутри тела человека, приводящие к изменению его психики в том или ином желаемом направлении.
Не меньшей тайной и
обладают хореографические структуры
ката - эмбусэн (схема
направления движений), как условного
боя с несколькими противниками. В этом
смысле ката сродни древним ритуальным
воинским танцам, которые сохраняя
военно-прикладное значение, обильно
нагружались сакральной символикой.
При исполнении ката очень
важен ритуал вежливости. Он входит в
состав ката и является одной из форм
обязательной дисциплины. Ритуал
отражает мораль и этику каратэдо “Каратэва
рэй ни хадзимари, рэй ни овару” - “Каратэ
начинается с поклона и заканчивается
поклоном”.
Каждое ката имеет свой ритм,
обусловленный самим смыслом связок и их
развёртывания по плану боя (между
связками “пауза” обычно больше, чем
между элементами внутри связок), а также
определённый темп исполнения.
Общими принципами выполнения ката являются: |
|
|||
|
||||
Так как мастер Кенва Мабуни,
основатель ситорю, изучал ката наиболее
широко и основательно, чем-либо другой в
современной истории, эта школа
унаследовала большее количество ката,
чем любая другая. В каратэдо ката
классифицируются по двум признакам:
По первому признаку ката
делятся на группы: Итосу, Хигаонна,
Мацумура, Арагаки, Мабуни, Го кэнки;
Уэти. По второму признаку
ката делятся на: подготовительные,
базовые, усложнённо-базовые, сложные,
высшей сложности. |
||||
КЛАССИФИКАЦИЯ КАТА
СИТОРЮ
В СООТВЕТСТВИИ С ИМЕНАМИ МАСТЕРОВ: |
||||
Группа ката мастера ИТОСУ |
Хэйан 1-5, Бассай дай, Бассай сё, Косокун дай, Косокун сё, Сихо Косокун, ЧатанЯра Кусянку, Рохай 1-3, Найфанчин1-3, Вансу, Чинтэй, Чинто, Годзюсихо, Дзион, Дзиттэ, Дзиин |
|||
Группа ката мастера ХИГАОННА |
Тэнсё, Сэйенчин, Сайфа, Сэйсан, Сэйпай, Курурунфа, Сисочин, Супаримпэй Сансэйиру. |
|||
Группа ката мастера МАЦУМУРА |
Мацумура ха(но) рохай, Мацумура ха(но)сэйсан, Мацумура ха(но) бассай |
|||
Группа
ката мастера АРАГАКИ |
Нисэйси, Сочин, Унсу |
|||
Группа
ката мастера МАБУНИ |
Дзюроку (Сэйру), Аойяги, Мацукадзэ, Миойоги |
|||
Группа
ката мастера УЭТИ |
Синпа |
|||
Группа
ката мастера ГОГЭНКИ |
Нипайпо |
|
|